Задачи физического воспитания в контексте тенденций развития современного образования

Чтобы обозначить актуальные задачи физического воспитания, следует рассмотреть основные тенденции развития современного образования и некоторые устойчивые закономерности мирового развития, оказывающие на него влияние.

Согласно оценкам специалистов (В. И. Загвязинского, Г. Ф. Красноженовой, Е. С. Полат, С. Д. Смирнова, И. Г. Фомичевой и др.), сегодня на сферу образования существенное влияние оказывают ряд тенденций мирового развития, на которые система образования ответила серьезными реформами и смещением акцентов в воспитательно-образовательной сфере.

Рассмотрим, на наш взгляд, ведущие из них (таблица 1)

Таблица 1

Тенденции мирового развития
и их влияние на сферу образования

Во-первых, обострение глобальных проблем человеческой цивилизации (экологических, экономических, межкультурных, этнических и др.), решение которых возможно только в рамках международного сообщества, потребовало нового взгляда на образование как социального института, создающего условия для расширения диалогового межкультурного пространства; и соответственно перехода от монокультуризма к мультикультуризму, от авторитарной к рефлексивно-гуманистической педагогической модели для воспитания толерантного, открытого миру человека культуры, уважающего себя и других, постигающего и преумножающего общечеловеческие ценности и идеалы.

Во-вторых, увеличение наукоемких производств, интенсивный рост объема научно-технической информации и быстрое ее старение, интеграция научного знания, изменение требований к производственно-технической сфере актуализировали необходимость повышения уровня и качества профессиональной подготовки специалистов на основе овладения методологией самостоятельного добывания знаний, непрерывности образования в течение всей жизни, информатизации учебно-воспитательного процесса и компетентностного подхода, ориентированного на достижение обучающимися полипрофессионального знания и опыта, повышения их конкурентоспособности и мобильности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия — ибо компетентность, в первую очередь, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во вторую — в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третью — ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

В-третьих, ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, потребовали готовности к такому выбору, что актуализировало необходимость гуманизации, гуманитаризации и персонификации образования, предоставления свободы выбора и ответственности за принятые решения, это стало возможным с введением вариативного образования и рефлексивно-гуманистической концепции воспитания.

«Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию».

В-четвертых, изменение экологических (загрязнение окружающей среды) и социально-экономических условий жизни (сокращение доли физического труда, умственные и психические перегрузки) привело к снижению биоэнергетического потенциала и адаптационных возможностей человека, что выдвинуло на передний план проблему «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В. С. Степин) в контексте формирования здорового образа жизни человека, но не по традиционному сценарию через систему задаваемых извне целеориентиров и способов их достижения, а через «осознание осознания» (М. М. Бахтин) или понимание человеком оснований собственных мироориентаций.

Образовательная политика России в целом соответствует общемировым тенденциям развития сферы образования и в тоже время имеет ряд особенностей, отличающих ее от систем образования других стран, что в итоге определенным образом сказывается на развитии системы отечественного физического воспитания (таблица 2).

Таблица 2

Особенности развития отечественного образования
и физического воспитания

Во-первых, начиная с 1990-х гг., происходит либерализация отечественного образования и в этой связи существенное изменение его нормативно-правовой базы. Первым либеральным законодательным актом стал Закон «Об образовании» (1992 г., 1996 г.). Затем последовал ряд документов, имеющих существенное значение для целостного процесса реформирования и модернизации системы образования, а именно: Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» (1998 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2005 г. (1999 г.), Федеральная программа развития образования на 2000–2005 гг. (2000 г.),

Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2001 г.), Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (2001 г.), Доктрина национального образования до 2020 г. (2005 г.).

Согласно указанным документам основные направления образовательной политики России связаны с конструированием современного вариативного содержания и оптимизации структуры образования; с обеспечением доступности образования и его непрерывности в течение всей жизни; с повышением роли, статуса и поддержки государством и обществом основных субъектов образовательной деятельности: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения; с государственной поддержкой и ресурсным обеспечением образования.

Либерализация образовательной политики обернулась в начале 1990-х гг. бумом не всегда обоснованных педагогических инноваций, связанных нередко с психоэмоциональными перегрузками и ограничением двигательной активности учащихся. Поскольку
для организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» требовались значительные материальнотехнические ресурсы (залы, площадки, инвентарь, форма), которых не хватало, то в одних образовательных учреждениях по решению администрации занятия физической культурой были заменены на «более важные», в других — проводились на низком организационно-методическом уровне, принося порой больше вреда, нежели пользы, от чего у части молодого поколения сформировалось негативное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Кроме того, упразднение Всесоюзного добровольного физкультурноспортивного общества (ВДФСО) Профсоюзов, финансировавшего клубную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, негативно сказалось на массовости внеурочных занятий физической культурой, что в целом способствовало ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

В Министерстве образования были сторонники идеи сокращения объема учебных часов по дисциплине «Физическая культура», перевода ее в учебных планах в блок предметов по выбору или вообще в разряд факультативных занятий, что, несомненно, усугубило бы общую картину, отражающую ухудшение состояния здоровья и физических кондиций детей и молодежи.

Однако верность традициям отечественного физического воспитания и здравый смысл победили, что позволило отстоять обязательные занятия по дисциплине «Физическая культура» в прежнем объеме как в системе общего, так и профессионального образования.

Причем директора детско-юношеских спортивных школ, проигнорировавшие на свой страх и риск решения органов управления образованием о сокращении штатов, закрытии секций и школ, и «выжившие» со своим коллективом в сложных социально-экономических условиях, сегодня являются одними из самых успешных и востребованных в отрасли.

Во-вторых, гуманистические тенденции отечественного образования позитивно отразились на содержании дисциплины «Физическая культура», которое разработано сегодня на основе культурологического подхода (М. Я. Виленский, В. И. Ильинич, Л. И. Лубышева и др.), предусматривающего решение двух групп задач: естественнокультурных (завершение гармонизации биологического развития молодых людей) и социально-культурных (формирование здорового образа жизни, мотивационно-ценностных ориентаций и качеств личности).

Федеральными программами по дисциплине «Физическая культура» предусмотрен довольно большой по объему вариативный компонент, что позволяет педагогам самостоятельно проектировать содержание и процессуальную сторону физического воспитания, учитывая индивидуальные особенности учащихся, ресурсное обеспечение образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в регионе.

Однако отсутствие у педагогов-практиков, долгие годы работающих по строгим инструкциям и планам, опыта самостоятельного проектирования и построения вариативного человекоцентрированного физического воспитания приводит к серьезным трудностям и нередко к искажению идеи гуманизации всего процесса.

Массовая практика физического воспитания, как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций учащихся и студентов, а консервативные формы и унифицированные методы, основанные на авторитарно-репродуктивной концепции обучения и воспитания, негативно сказываются на отношении детей и молодежи к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их творческой активности и заинтересованности в спортивном самосовершенствовании и самовыражении.

В-третьих, в ответ на требования рынка труда система профессионального образования России с некоторым опозданием, но все-таки ответила многоплановым перестроечным процессом, в котором можно выделить следующие общие тенденции: интеграцию и дифференциацию, индивидуализацию и стандартизацию. Сегодня в России разрабатывается уже третье поколение стандартов образования.

Сфера физического воспитания не осталась в стороне от данного процесса. «Физическая культура» является обязательной дисциплиной федерального компонента образования, ориентированной на формирование физической культуры личности студентов.

Однако многие образовательные учреждения не выполняют требований государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по дисциплине «Физическая культура» даже по параметру количества отведенных в учебном плане часов.

Причем несмотря на то, что структура физической культуры личности включает мотивационно-ценностный, операциональный и рефлексивно-деятельностный компоненты, в реальной практике качество результатов физического воспитания чаще всего оценивается по показателям физической и технической (реже теоретической) подготовленности молодых людей, а качество условий учебновоспитательного процесса оценивается крайне редко.

В тоже время педагоги-новаторы внедряют в практику физического воспитания такие технологии, как модульно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов, метод проектов, а также на основе конверсии методов спортивной тренировки и профилактической медицины разрабатывают адресные методики физического
воспитания детей и молодежи.

В-четвертых, неопределенность социально-экономических условий и идеологических установок, влияние агрессивной внешней среды, при практически полной нивелировке государственной системы воспитания привело в последние десятилетия к распространенности девиантного поведения, снижению духовности и утрате позитивных идеалов в молодежной среде.

В связи с этим одной из важнейших проблем отечественного воспитания является возрождение системы традиционных российских духовных ценностей (гражданственности, нравственности, согласия, добропорядочности и др.) и интеграция их с индивидуалистскими и корпоративными ценностями, нарождающейся постиндустриальной культуры (материального благополучия, личной выгоды, свободной конкуренцией и др.), что позволит будущему поколению России быть признанным на международной арене, сохраняя свое лицо.

В сложившейся ситуации именно идеалы спорта, как национальной идеи, могут помочь России выйти из духовного кризиса. Не секрет, что именно чувство патриотизма, гордости за свою страну объединяет россиян в едином для всех порыве при поддержке выступления национальных сборных команд на мировой арене.

В данном контексте физкультурно-спортивная деятельность обладает мощным духовным потенциалом для формирования у молодежи эталонных моделей поведения через освещение в средствах массовой информации биографических сведений, спортивных и жизненных достижений элиты национального спорта, популяризации «Правил честной игры», кодексов командно-спортивной этики и чести, а также расширения возможностей для организации досуга детей и молодежи на основе занятий массовым спортом.

Таким образом, тенденции развития образования в современном мире связаны со смещением его целевых ориентиров с количественных критериев образованности на качественные и идею непрерывности в течение всей жизни, с переходом от монокультуризма к мультикультуризму, от унификации к вариативности, от специализированности к полипрофессиональности.

Среди основных направлений развития образования выделяют: изменение его ценностей и целей в связи с постановкой человека в центр образовательного процесса; реализацию культурологического и компетентностного подходов к формированию содержания образования и оценке его качества; индивидуализацию образования как обогащение субъектного опыта обучающегося на основе построения образовательного пространства (среды) с индивидуальными образовательными траекториями.

Модернизация современного физического воспитания, на наш взгляд, предполагает:

  • во-первых, не только нормативное, но и реальное смещение его целевых ориентиров с физической подготовки детей и молодежи на формирование физической культуры и спортивного стиля жизни личности, а также конкретизацию принятой на уровне индивидуального сознания цели в соответствующем пространственновременном и результативном контексте;
  • во-вторых, тщательное проектирование поливариативного содержания физического воспитания с учетом внутренних (возможности и потребности обучающихся) и внешних (требования стандарта, социокультурные традиции, ресурсное обеспечение и др.) условий и определения его критериев;
  • в-третьих, детальную проработку механизмов и способов реализации обновленного содержания образования, исходя из внутренних и внешних условий протекания воспитательно-образовательного процесса;
  • в-четвертых, разработку соответствующего целям и содержанию контрольно-измерительного педагогического инструментария для осуществления мониторинга результатов и условий физического воспитания.

Одной из насущных проблем современного образования стала тенденция снижения уровня здоровья и физических кондиций детей и молодежи, что актуализировало модернизацию физического воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)