Модели физического воспитания

Глубинные изменения, происшедшие в методологии науки, связанные с расшатыванием устоявшихся позиций и принципов классического рационализма, в частности, монологичности подходов и окончательности истин, актуализировали новое осмысление исторического опыта и современных тенденций развития образования и, в том числе физического воспитания, с целью реконструкции традиционной унифицированной и недостаточно эффективной сегодня системы физического воспитания детей и молодежи.

Кроме того, в связи с усилившейся во всех странах в начале ХХI в. личностной ориентацией образования педагогическую общественность вновь стали волновать вопросы: кого и как воспитывать, а точнее:

  1. В чем специфика физического воспитания — в воспитании физического в человеке или в воспитании человека через физическое?
  2. На чем сосредоточить внимание — на развитии организма человека или на формировании его деятельности?
  3. Чему отдать предпочтение в решении задач воспитания в сфере физической культуры — общеразвивающим гимнастическим упражнениям или спорту?

Опираясь на идеи Л. А. Беляевой, П. С. Гуревича, И. Г. Фомичевой, на основе метода векторного моделирования, мы осуществили кросскультурный анализ и систематизацию моделей физического воспитания.

Согласно П. С. Гуревичу, любой феномен может быть осмыслен либо через сопоставление его с другими существами и явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает истолкование его отношений с окружающим миром природы и культуры, приближение к его тайне «изнутри» сопряжено с постижением модусов его бытия (телесного и духовного).

Анализ специфики модусов и среды бытия человека (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков), а также сущности возникновения и многообразия проявлений физической культуры (Л. Кун,Г. Г. Наталов, Н. И. Пономарев) позволил нам заключить, что реальное множество моделей физического воспитания задается их антропологической и онтологической составляющими, а именно, тем или иным сочетанием двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов: «тело-дух» и «природа-культура».

Вышеизложенное явилось основанием для выделения четырех моделей физического воспитания: оздоровительно-адаптивной, социально-ориентированной, личностно-ориентированной и спортивнорекреативной, различающихся по целевым ориентирам и механизмам достижения целей (рис. 1).

В рамках оздоровительно-адаптивной модели целью физического воспитания является укрепление здоровья, достижение нормального физического развития и общефизической подготовленности учащихся, создание индивидуальной морфо-функциональной и двигательной базы, необходимой для адаптации индивида к природным и социальным условиям жизни. Роль среды в данной модели связана с адаптивно-тренирующими воздействиями педагога на телесно-двигательный потенциал обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей посредством широкого использования не только физических упражнений, но и природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Реализация оздоровительно-адаптивной модели физического воспитания на практике осуществляется на основе принципов природосообразности содержания, селективной дифференциации процесса и оптимизации взаимодействия субъектов воспитательнообразовательного процесса.

Критериями реализации данной модели физического воспитания служат оптимальное состояние здоровья и нормальное физическое развитие учащихся, сформированность знаний, умений и навыков по вопросам оздоровления организма.

Традиции развития оздоровительно-адаптивного физического воспитания на Востоке идут от аюрведического учения и даосистских принципов превентивных методов лечения, философской основой которых является космоцентризм. На Западе идеи натурцентризма и природосообразности связаны с именами Аристотеля, Демокрита, Платона, позднее Ж.-Ж. Руссо. Однако основоположником принципа природосообразности в педагогике считается Я. А. Коменский, который утверждал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы».

В начале XX в. оздоровительные идеи наиболее ярко отражены в концепции американца О. Декроли, предполагающей «оберегание» учащихся школ, и в натуралистической системе француза Г. Эбера, который, следуя за «апостолами» природной гимнастики Руссо, Аморосом и Демени, основным принципом занятий сделал принцип «естественности».

Сегодня оздоровительно-корригирующее направление данной модели реализуется в системе образования на базе занятий в специальных медицинских группах. Адаптивно-развивающее связано с дифференцированным формированием двигательных умений и развитием физических кондиций на основе учета соматотипа (В. В. Зайцевой, А. Г. Трушкина и др.) и физической подготовленности (Г. Д. Бабушкина, И. И. Сулейманова, Е. А. Коротковой, В. В. Мякотных и др.) обучающихся.

Оздоровительно-адаптивную модель физического воспитания желательно применять в целях формирования ценностно-мотивационного и содержательно-операционального компонентов физкультурно-оздоровительной деятельности как на первоначальном этапе вхождения ребенка в мир культуры и в том числе физической (дошкольный и младший школьный возраст), так и в учебном процессе с детьми и молодежью, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Кроме того, она просто необходима в системе дополнительного образования и физкультурного самовоспитания, как позволяющая создать необходимую методическую и кондиционную базу для самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях укрепления здоровья, коррекции телосложения, повышения работоспособности и творческого долголетия человека.

Ее ограничения связаны с ситуациями, когда необходимо за короткий срок достичь близкого к оптимальному уровня физических кондиций человека, что возможно в рамках социально-ориентированного воспитательно-образовательного процесса.

Цели социально ориентированного физического воспитания определяются исходя из потребностей общества и детерминированы его мировоззренческой платформой. Образовательный процесс в рамках данной модели приобретает форму общей (к жизни вообще) и специальной (профессионально-прикладной, военно-прикладной и т. д.) физической подготовки человека. Причем в данном случае среда в качестве педагогических воздействий формирующего характера выполняет решающую роль в освоении учащимися физкультурных знаний, умений и навыков через интенсификацию воспитательнообразовательного процесса на основе подбора дидактических средств и системы директивных педагогических воздействий в целях социализации подрастающего поколения.

Основными принципами реализации данной модели служат принципы унификации содержания, интенсификации процесса и директивности взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Критериями социально-ориентированной модели физического воспитания являются знания, умения, навыки и физическая подготовленность учащихся, что в массовой практике фактически сводится к «погоне» за нормативным уровнем физических кондиций детей и молодежи, соответствующим нормативным требованиям программ по дисциплине «Физическая культура».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)