Физические упражнения как основные средства физического воспитания

Одной из основных проблем современной цивилизации является проблема сохранения здоровья человека. Согласно современным представлениям проблема здоровья тесно связана с четырьмя основными группами проблем: генетические факторы, уровень медицинского обеспечения, состояние окружающей среды, образ жизни человека. Не останавливаясь подробно на каждой из перечисленных групп факторов надо отметить, что первые три лежат во многом за пределами возможного влияния личности на их уровень. И лишь последняя, четвертая группа факторов почти полностью управляема сознанием и волей человека.

В теории и практике физической культуры двигательную деятельность принято рассматривать в двух основных аспектах:

  1. Как способ освоения окружающего мира и форму проявления сущностных сил человека;
  2. Как фактор индивидуального развития и сохранения форм и функций человека.

И в первом, и во втором случаях, содержание и структура двигательной деятельности будет раскрываться через основные формы и механизмы взаимодействия человека с окружающим миром и через способы и средства изменения окружающего мира и собственной природы. Но во втором случае данные способы и средства будут значительно более конкретны и прикладны в зависимости от решаемых задач физического воспитания.

Поскольку в физическом воспитании решается целый комплекс задач, связанных с обучением движениям, развитием физических качеств человека и воспитанием его личностных качеств, то и двигательная деятельность может принимать различные формы организации и, соответственно, будет иметь различную структуру двигательной активности. Но одно остается неизменным: какие бы формы ни принимала двигательная деятельность – основными средствами организации и осуществления двигательной активности будут двигательные действия.

Подбор двигательных действий естественно будет обуславливаться конкретным видом двигательной деятельности и основными правилами ее проведения. Так, любой из видов спорта может быть рассмотрен как двигательная деятельность, организованная и проводимая по определенным правилам и с учетом закономерностей, вытекающих из особенностей ее проведения (например, спортивное плавание имеет свои особенности взаимоотношений с окружающей средой, свои биомеханические требования к используемым двигательным действиям и свои правила организации двигательной активности на суше и в воде).

Соответственно, разнообразие форм двигательной деятельности и направлений их воздействия на организм определяет разнообразие используемых средств (прежде всего – двигательных действий) и правила организации двигательной активности.

Вся двигательная деятельность человека, состоящая из выполнения двигательных действий, имеет три основных проявления: учение, труд, игра. Вспомним, прежде всего, что двигательное действие – это двигательная активность, направленная на решение конкретной задачи. В этом определении заключено отличие просто двигательных действий от физических упражнений – вернемся к нему при определении понятия «физическое упражнение». Двигательные действия состоят из отдельных движений, которые могут быть произвольными и непроизвольными.

Произвольные движения отличаются тем, что:

  • они являются функцией сознания (т.е. выполняются всегда осознанно и под контролем сознания);
  • приобретаются в процессе индивидуального развития человека;
  • качество их выполнения зависит от качества обучения.

Эффективность освоения произвольных двигательных действий зависит от заинтересованности обучаемого в результатах обучения, понимания сути и необходимости этого двигательного действия, а также от умения самостоятельно строить план выполнения движений и контролировать собственный результат. Итак, поскольку именно произвольные двигательные действия составляют основу физических упражнений, в дальнейшем мы будем иметь в виду только этот вид.

Далее необходимо определить понятие «физическое упражнение». Для этого еще раз подчеркнем то, что основу физических упражнений составляют двигательные действия. Но, мы знаем, что в процессе, например, бытовой деятельности, выполняется масса движений, направленных на решение бытовых задач, не имеющих ничего общего с задачами физического воспитания (развитие физических качеств, обучение технике движений).

Например, бег – это двигательное действие, которое может быть использовано с целью успеть войти в отходящий транспорт, но в этом случае оно не служит средством развития физических качеств человека, так как выполняется спонтанно и не систематически (даже если взять во внимание тот факт, что человек постоянно опаздывает на работу и ускоряется за уходящим транспортом каждое утро). Конечно, практически любое двигательное действие сопровождается какими-то функциональными сдвигами в организме человека, но о направленном, эффективном развитии двигательных способностей или об организованном обучении технике двигательных действий в данном случае речь вести нельзя. Все вышесказанное означает, что не любое двигательное действие можно назвать физическим упражнением.

Физические упражнения – это двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания и выполняемые в соответствии с его закономерностями.

В специальной литературе физические упражнения иногда рассматриваются как вид двигательной деятельности, направленной на повышение функциональной и технической подготовленности человека.

Основными признаками физических упражнений называют следующие:

  • они направлены на природу человека;
  • выполняются в соответствии с закономерностями физического воспитания;
  • они относительно самостоятельно (не всегда непосредственно связаны с жизненной практикой);
  • физические упражнения являются предметом обучения.

Вышеуказанные признаки одновременно являются и требованиями к выполнению двигательных действий, используемых в качестве физических упражнений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)