Способы восстановления редакциями СМИ нарушенных прав граждан и организаций

Юридические нормы стоят на защите граждан от возможного посягательства журналистов на их честь, достоинство, деловую репутацию, личные свободы, приватную сторону жизни и не позволяют журналистам путать провозглашенную открытость и гласность со вседозволенностью.

Интересно
Для защиты в сфере массовой информации деловой репутации, чести и достоинства законодатель предусматривает компенсацию морального вреда и иные уголовно-правовые средства защиты, право граждан на ответ и обязательство редакций распространять опровержения тех опубликованных ими сведений, которые оказались впоследствии грубо неточными.

Прямым проявлением нарушения прав граждан и организаций можно назвать отказ средства массовой информации публично признавать допущенную ошибку. Исправление ошибок и неточностей многими изданиями воспринимается как подрыв репутации, поэтому на положенную в таких случаях публикацию опровержений сведений многие из них идут неохотно, порой только по результатам проведенных судебных заседаний и прямого доказательства вины.

Однако и в случае вступившего в законную силу решения суда, обязавшего редакцию опубликовать текст опровержения, редакторский состав многих СМИ старается принести извинения как можно более незаметно, чтобы читатель думал, что ничего серьезного не произошло.

Между тем, по закону, редакции СМИ обязаны публиковать на своих страницах / размещать в телерадиоэфире опровержения всех тех сведений, соответствие действительности которых они не в состоянии доказать. Основанием для опровержения не могут служить критический комментарий или отрицательная оценка ситуации / поступка, если они при этом не носят оскорбительного характера.

Редакция СМИ обязана принести извинения, используя тот же канал, что и в момент передачи информации, оказавшейся в последствии грубонеточной. Опровержение в системе печатных СМИ публикуется под одноименной рубрикой на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемый материал.

Опровержение в системе электронных СМИ зачитывается диктором / ведущим в той же программе и в то же время, что и опровергаемый фрагмент передачи. По действующим нормам, опровержение должно последовать в течение 10 дней с момента получения редакцией требования об опровержении либо его текста.

Если продукция СМИ выпускается и распространяется с меньшей периодичностью, в этом случае опровержение обязательно к опубликованию в ближайшем подготавливаемом выпуске издания. Как один из стандартов профессиональной журналистской деятельности законодателем закреплено право граждан на ответ. Если редакцией СМИ были опубликованы ущемляющие права или законные интересы гражданина сведения, то пострадавшее физическое лицо имеет право на публикацию своего ответа в том же издании.

В отношении редакции СМИ, чьими информационными действиями были нарушены принадлежащие человеку от рождения права (на здоровье и жизнь, честь, достоинство и деловую репутацию), личные неимущественные права (право на имя, право называться автором своего произведения и др.) или ущемлены законные интересы гражданина, устанавливается обязанность денежной компенсации морального вреда.

Интересно
Ключевым в вопросе о наличии / отсутствии морального вреда (причиненных физических или нравственных страданий) является фактор противоправности действий или бездействий, определяемый судом. На основании вынесенного судебной инстанцией решения становится понятно, подлежит ли требование гражданина о компенсации морального вреда удовлетворению.

Таким образом, вопросом о наличии или отсутствии морального вреда, размерах возможной денежной компенсации в каждом конкретном случае занимается исключительно суд. Любопытно, что в отношении юридических лиц – учреждений, организаций, предприятий – ввиду их неспособности (в отличие от лиц физических) претерпевать страдания применяется институт возмещения ущерба.

Правовые нормы, действующие в нашей стране, прямо указывают на недопустимость обнародования сведений о частной жизни лица, которые, не имея общественного значения, способны нанести человеку моральный вред, повлиять на карьеру, семейное благополучие или иным негативным образом отразиться на жизнедеятельности.

В отношении редакционных работников ответственность может наступить за такие действия, как незаконный сбор и последующее незаконное распространение сведений о частной жизни лица в средствах массовой информации. При этом данные действия журналиста будут считаться незаконными, если собранные и / или распространенные им сведения относятся к категории тайны частной жизни, отсутствует согласие гражданина на их сбор и обнародование, тем самым наносится вред правам и законным интересам физического лица.

К серьезным преступлениям против чести и достоинства личности законодатель относит клевету (распространение в СМИ заведомо ложных сведений, подрывающих репутацию) и оскорбление (выраженное в неприличной форме унижающее достоинство содержание, имеющее отрицательную оценку личности физического лица).

Ответственность за распространение порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений несёт лицо, их распространившее. Получается, что в случае возникновения подобных ситуаций в сфере массовой информации распространителями могут быть признаны не только опубликовавший сообщение или материал журналист, но и редакция СМИ в лице главного редактора.

Чтобы не допустить искажения сведений, журналист обязан проверять достоверность любой попадающей в его руки информации, получать согласие на сбор и распространение данных о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

Закон предоставляет гражданам и организациям, которые становятся объектами профессионального внимания журналистов, различные способы защиты нарушенных прав и законных интересов – право на ответ в тех же средствах массовой информации, право требовать опровержения не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию сведений, а также уголовно-правовые средства защиты (требования компенсации морального вреда, возмещения материального ущерба и пр.).

Интересно
Честный подход по отношению к информаторам и своевременное признание допущенной ошибки – показатель умения редакции СМИ брать на себя ответственность и считаться с мнением героев своих публикаций. Действующие в нашей стране механизмы информационного права создают необходимый фундамент, регламентирующий деятельность СМИ.

Прописанные в нормативных правовых актах нормы профессионального поведения обязательны для исполнения всеми субъектами массово-информационных взаимоотношений.

И в этой связи важным квалификационным требованием, предъявляемым к работникам прессы, помимо знаний, умений, навыков, становится информационно-правовая компетентность. Это тем более важно поскольку основной задачей журналиста является служение общественности, распространение проверенных, точных сведений, честный, непредвзятый подход к информации и её источникам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)