Роль революционных праздников в системе социально-политического воспитания

Немалую роль в воспитании у детей классового сознания, чувства причастности к великим событиям, к общественно-­политической жизни страны играли революционные праздники.

Участие в них занимало особое место в системе политического воспитания в 20-­е гг. Красная дата использовалась как дополнительный эмоционально окрашенный фактор для более глубокого погружения молодежи в идеалы борьбы пролетариата.

Заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский, выступая по вопросам воспитания, с особой остротой подчеркивал, что методически правильно организованные праздники объединяли в себе рациональное и эмоциональное воздействия на личность и становились эффективными методами формирования у них политических убежде­ний.

Комплекс праздничных мероприятий предполагал, в первую очередь, расширение и углубление политических знаний.

Так, например, комиссия при агитпропе ЦК РКП(б) в 1925 г. вынесла решение о праздновании двадцатилетия революции 1905 г. Это должно было послужить началом широкой пропагандистской кампании за изучение истории партии, истории ее борьбы за ленинизм. Предлагался цикл бесед на следующие темы: «Экономическая и политическая борьба пролетариата в 1905 г.», «Вооруженное восстание», «Первая организация Совета рабочих депутатов», «Крестьянство в революции 1905 г. и нацио­нальный вопрос», «Ленин и строительство партии в период 1904-­1905 гг.», «Меньшевики и эсеры в революции 1905 г.», «Революция 1905 г. как про­лог революции 1917 г.».

Изучение опыта организации праздников в школах свидетельствует о том, что как в период подготовки, так и в дни торжеств создавалась эмо­циональная атмосфера торжества коммунистических идей, преклонения перед организаторами и участниками революции. Учащиеся как бы погру­жались в нее.

Вот как проходило празднование 10-­й годовщины Октября в школе № 7 Пермского округа в группах:

  • были проведены собрания о подготовке школы и семьи к этому дню;
  • некоторые учащиеся рассказали об устройстве дома уголков, посвя­щенных революции;
  • 6 ноября в школе был проведен вечер для неорганизо­ванного населения района, на котором ребята поставили спектакль «Десять Октябрей», живую газету;
  • в заключение ­ факельное шествие по городу.

Для младших групп: доклад о 10­-й годовщине Октябрьской революции, декламации, пение, инсценировки, живые картины, игры, раздача подар­ков.

Для старших: торжественное заседание с докладом, приветствием от пионерского отряда, комсомола, учкома (ученического комитета ­ КС.), живая газета, декламации, пение, игры, танцы, буфет с угощением. К празднику была организована выставка об истории школы, ее хозяйствен­ных достижениях, успехах в обучении.

В 1930 г. Далькрайоно (Дальневосточный краевой отдел народного об­разования КС.) обратился к школьным работникам с письмом о празд­новании 25­-летия революции1905 г. В нем предлагалось широко исполь­зовать юбилей в воспитательных целях, «увязав его с текущими задачами партии и социалистического строительства, с подъемом революционного движения в колониальных станах».

По рекомендациям Далькрайоно в школах 1­-й ступени проводились беседы «Революция 1905г. в Москве», «Всеобщая забастовка», «Восстание на броненосце «Потемкин», «Револю­ция 1905 г. на Дальнем Востоке», в которой рассказывалось о расправах царского правительства с революционерами, расстрелах, ссылке, каторге на Дальнем Востоке, о роли войск в революции 1905 года; «Союз русского народа» и участие в нем кулачества и попов».

Интересно
К беседам привлекались участники революции, красные партизаны, старые коммунисты. Нa эти бе­седы в школу приглашали взрослое население. Организовывались кружки по изучению истории революции 1905 г., проводились экскурсии на места событий, оформлялись выставки.

Показ на этих праздниках мужества, стойкости революционных бор­цов, их верности идеям коммунизма преследовал цель вызвать в сердцах ребят восхищение, веру в справедливость этих идей и стремление быть по­хожими на лучших представителей пролетариата.

Стало традицией принимать в пионеры в торжественной обстановке и именно в дни революционных праздников, что повышало и значимость праздника как символа определенных событий и самого факта вступления в организацию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)