Проблема и тема педагогического исследования

При оформлении научных результатов необходимо ясно сформулировать, решению какой научной проблемы посвящено исследование. Педагогическое исследование начинается именно с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. На уровне самой общей характеристики сущности проблемы педагогического исследования её обозначают как белое пятно на карте науки, «знание о незнании».

Определению проблемы предшествует выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, гражданское и нравственное воспитание, информатизация, процесс непрерывного образования.

Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.

Выбор объектной области требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей. В условиях модернизации всей образовательной системы России актуальных сфер исследования (объектных областей) очень много. Это, прежде всего, определение и проверка нового содержания воспитания, это разработка новых эффективных технологий и методик обучения и воспитания, формирование отношений, переход к новым типам образовательно-воспитательных учреждений, вопросы связи школы и социальной сферы, переход к более эффективным технологиям образования.

После выбора объектной области следуют тесно связанные между собой шаги – определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему. Соответственно, для сознательного определения и, тем более, уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, проблема профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке  (научная проблема). Следует различать научную проблему и практическую задачу.

Г.Х. Валеев так определяет научную проблему педагогического исследования: «это форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания». Такое понимание сущности проблемы исследования позволяет заключить, что в ней соединены, во-первых, знание о незнании, а, вовторых, предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия.

Интересно
В педагогике, изучающей особый вид практической деятельности, исследователь идет, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и, в конечном счете, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поиска научных средств решения задачи и поэтому предполагает обращение к науке.

К тому же практическая задача решается не только средствами науки. Создание нормальных финансово-экономических и материально-технических условий в российской школе – дело практики: менеджеров, экономистов, политиков. Никакая наука не поможет детям учиться, если у них над головой протекает крыша.

Такие слова как «совершенствование», «преодоление» (например, неуспеваемости учащихся), «повышение уровня», относятся к сфере педагогической практики. К примеру, проблема для науки состоит не в том, чтобы оптимизировать процесс обучения, а в том, чтобы получить знания о том, какие условия способствуют оптимизации и какими должны быть основные этапы и методы работы, обеспечивающие успех в этом деле.

Преодоление отставания и неуспеваемости школьников – это практическая задача. Однако для ее решения может понадобиться научное знание, причем, не только педагогическое. Если отставание вызвано особенностями психики ученика, например, его темперамента, темпа усвоения материала, свойствами характера вообще, и если эти свойства достаточно типичны – тогда это поле изучения для психолога, который соответствующим образом сформулирует научную проблему. Если ученик отстает в учении просто из-за неустроенности быта, пьянства родителей, социально-экономического неблагополучия семьи – проблему изучает социальный педагог.

Если же ученик «не успевает» за классом из-за вынужденного пропуска занятий (скажем, из-за болезни), а догнать других он не может, потому что его не научили самостоятельно учиться, – в этом случае проблему целесообразно исследовать на уровне дидактики. Но научная проблема будет выглядеть не так, как практическая задача.

Научная проблема дидактики может состоять, к примеру, в выявлении условий и методов формирования у школьников учебных умений и навыков, или в определении педагогических технологий формирования у них познавательной самостоятельности.

Таким образом, практическая задача и научная проблема не соотносятся друг с другом прямолинейно, это не «одно и то же».
Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные элементы, связывающие науку с практикой. Одна практическая задача может быть решена на основе изучения нескольких научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)