Понятие, история возникновения и виды корпораций

Актуальность исследования корпоративных отношений связана с появлением в российском законодательстве с конца 90-х гг. XX в. термина «корпорация».

Сначала этот термин использовался применительно к государственной, а не частной форме организации юридического лица. И лишь с появлением в главе 4 ГК РФ в 2014 г. легального определения корпорации (ст. 65.1 ГК РФ) данный термин стал употребляться не только в государственно-правовом значении, но и частном.

Происхождение термина «корпорация» («corpushabere») связано с Римской империей, где оно обозначало право, признаваемое за частными союзами. В Германии с XVIII в. под корпорацией («korporation») понимают «союз (объединение, сообщество)», группу лиц, объединенных «общностью профессиональных или сословных интересов».

Позднее понятие «корпорация» в этом же значении стало известно большинству мировых правопорядков.

Несмотря на то, что первоначально корпорации зародились в странах романо-германской правовой семьи, наибольшее развитие они получили в странах англо-саксонской правовой системы. Связано это с завершением колонизации Северной Америки и появлением независимого государства – Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 г.). Именно здесь сначала в единичном, а опыт создания и управления образуемыми союзами. Позже Германское уложение (1987 г.) детально регламентировало правовое положение таких союзов-корпораций.

Уже через 20 лет после завоевания независимости в США насчитывалось 219 корпораций по эксплуатации платных дорог, мостов и каналов; 36 – в области водоснабжения и пожарной охраны; 67 банковских и страховых компаний. По данным на начало XXI в., в США действует 6 миллионов корпораций, которые можно подразделить на следующие четыре основные группы.

Интересно
В первую группу входят публичные корпорации (public corporation), включающие государственные и муниципальные органы, которые преследуют, соответственно, общегосударственные цели (например, по комплексному использованию природных ресурсов) и цели местного значения (например, по развитию транспортной инфраструктуры населенного пункта).

Во вторую группу входят полупубличные корпорации (quasi-public corporation), принадлежащие государству и призванные удовлетворять общие, наиболее значимые потребности населения. К ним, например, относятся корпорации, занимающиеся обслуживанием бытовых потребностей граждан (газо-, водо-, электроснабжением и т.д.).

Третья группа – непредпринимательские корпорации (nonprofit corporation), основной целью которых не является извлечение прибыли. К ним относятся: религиозные, образовательные, благотворительные, спортивные, творческие организации и др.

Четвертая группа – предпринимательские корпорации (business corporation), преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. К ним относятся акционерные общества.

Кроме названных видов корпораций, в США судебной практикой признаются так называемые close corporation – закрытые корпорации, то есть компании с небольшим числом участников, непосредственно вовлеченных в управление компанией, которая не предусматривает открытое распространение своих акций.

Значительное распространение в США, как и в западной Европе, приобрели предпринимательские объединения в форме синдикатов, консорциумов, концернов, трестов, картелей.

Зарождение корпораций в России относится к концу XVII – началу XVIII в., и связано оно с деятельностью Петра I, который стремился унифицировать российское законодательство с европейским правом.

Первыми законодательными актами, имеющими отношение к корпорации, были Указы от 26 декабря 1699 г., от 26 декабря 1706 г., от 2 марта 1711 года и от 8 ноября 1723 года

Все они предписывали купцам торговать путем создания совместных компаний по западноевропейскому образцу и с общего дохода платить налоги в казну.

В послепетровский период государство продолжило линию на развитие корпораций в стране. Об этом свидетельствует создание Российской Константинопольской торгующей компании (1757 г.), компании Персидского торга (1758 г.), Российско-Американской компании (1794 г.), отличием которых от предыдущих компаний стало формирование уставного капитала, являющегося необходимым условием функционирования предпринимательской корпорации.

Дальнейшему развитию корпораций в России способствовал Манифест Александра I от 1 января 1807 г., в котором купцам предлагалось образовывать товарищества: полного и на вере, «по участкам», то есть имеющих складочный капитал.

Интересно
Первые корпорации в России в форме акционерных обществ появились при Николае I. В 1830 г. было издано Положение «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы», которое регламентировало наличие устава, порядок ведения дел и управления акционерным обществом.

Важным шагом в развитии корпораций явилось утвержденное Николаем I в декабре 1836 г. «Положение о компаниях на акциях», которым устанавливалась оплата акций только денежными средствами и размещение именных акций путем публичной подписки. Положением исключались какие-либо ограничения в свободном распоряжении акциями; устанавливалось, что деятельность учредителей (в составе не менее двух человек) должна быть открытой и доступной проверке, она ставилась под контроль и влекла за собой их солидарную ответственность. Выпуск облигаций в акционерном обществе не предусматривался.

Целый ряд вопросов, однако, остался неурегулированным, и в частности в отношении порядка созыва и проведения общего собрания, его правомочности, прав и обязанностей акционеров, правления и ревизионной комиссии, порядка ликвидации акционерной компании.

Недостаточная урегулированность акционерных форм хозяйствования последовательно ликвидировалась такими законами, как: «О порядке прекращения действия частных и общественных установлений краткосрочного кредита» (1884 г.), «О закрытии акционерных страховых обществ», (1894 г.), «Об изменении и дополнении действующих узаконений относительно общих собраний и ревизионной части акционерных компаний, а равно состава правления оных» (1901 г.), Торговый устав (1903 г.), Устав промышленности (1913 г.), Устав кредитный (1914 г.) и др.

К началу ХХ в. в России действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции . Функционировали также предпринимательские объединения в форме синдикатов, трестов, картелей.

Последовавшие в 1917 г. революционные события кардинальным образом изменили ситуацию. Развитие корпоративных форм хозяйствования сначала замедлилось, а затем, по мере внедрения государственно-плановой экономики, и вовсе прекратилось, поскольку корпорации были исключены из гражданского оборота на законодательном уровне.

Юридическая наука в России традиционно в большей степени развивала учение о юридических лицах и их формах, а не о корпорациях. Доктрина российского дореволюционного законодательства использовала термин «корпорация», рассматривая ее как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпораций: публичные и частные, однако этим и ограничилась.

В советский период доктрина о корпорациях, хотя и не отрицалась, но и не поощрялась для исследования ввиду неактуальности корпоративных отношений для командно-административной системы управления экономикой. В основном разрабатывалось учение о юридических лицах.

Начало ликвидации корпораций в России положил Декрет Совета народных комиссаров (СНК) от 28 июня 1918 года № 559, которым были национализированы крупнейшие промышленные и торгово-промышленные предприятия «со всеми их капиталами и имуществами, в чем бы таковые ни заключались».

В период Гражданской войны и проводившейся политики «военного коммунизма», являвшейся антиподом рынка, о каких-либо формах частной деятельности вообще не приходится говорить.

Определенное оживление рыночных отношений связано с Новой экономической политикой (НЭП), допускавшей временное использование товарно-денежных отношений и образование компаний.

В 1922 г. было учреждено первое акционерное общество советского периода «Кожсырье», занимавшееся торговлей кожевенного сырья. Далее последовали другие акционерные общества, крупнейшими из которых были «Оргметалл» и «Транспорт».

На 1 января 1925 г. в СССР насчитывалось 161 акционерное общество, в том числе 61 государственное, 64 смешанных, 34 частных и 2 кооперативных. Основной сферой приложения акционерных обществ была торговля (34,6%), торгово-промышленная деятельность (30,8%) и строительство.

Правовое регулирование акционерных обществ осуществлялось Гражданским кодексом РСФСР 1922 г., которым посвящалось 45 статей

В дополнение к ним был издан ряд актов, в том числе «Положение об акционерных обществах» от 17 августа 1927 года, в котором подробно излагался порядок учреждения и деятельности акционерных обществ.

Предусматривалось создание государственных и смешанных акционерных обществ, в которых учреждениям должно было принадлежать не менее половины акций или мест в выборных органах, либо не менее половины дивидендов.

Учредителями акционерных обществ могли быть народные комиссариаты СССР, союзных и автономных республик, местные советы не ниже уездных и районных, в лице их отделов, государственные предприятия и другие государственные учреждения.

Поскольку государственная собственность являлась господствующей, постольку 90% созданных акционерных обществ были государственными, но и они в 1929 г. были реорганизованы в государственные объединения либо ликвидированы. Юридическая конструкция «акционерное общество» была окончательно отвергнута, однако и до этого советские акционерные компании нельзя было считать корпорациями, скорее, это были органы государства, на которые возлагалось выполнение плановых заданий.

В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. предусматривалась и такая организационно-правовая форма, как товарищество с ограниченной ответственностью. В ст. 318 ГК РСФСР указывалось, что участники товарищества занимаются предпринимательской деятельностью (торговлей и промыслом) под общим фирменным наименованием, по своим обязательствам отвечают не только внесенными вкладами, но и личным имуществом.

Деятельность товариществ была ограничена определенными отраслями народного хозяйства и только по специальным разрешениям в каждом отдельном случае (ст. 320 ГК РСФСР).

В период НЭПа широкое распространение получили тресты и синдикаты.

Под трестами понимались организации с правами юридического лица, наделенные государственным имуществом и находившиеся под непосредственным управлением наркоматов и Всероссийского совета народного хозяйства (далее – ВСНХ).

Трестам разрешалось реализовывать свою продукцию на свободном рынке в отличие от существовавшей ранее системы сбыта ее через главные управления ВСНХ.

Деятельность трестов регулировалась Положением «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)», утвержденным декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 года.

Интересно
Синдикаты представляли собой объединения предприятий на основе соглашения, заключенного между участниками (трестами) для реализации товаров через единую торговую контору, создаваемую в виде хозяйственного общества, которая могла также осуществлять для участников синдиката закупку сырья.

Свертывание политики НЭПа началось со второй половины 1920 г. Постепенно административным путем стали ликвидироваться синдикаты, тресты и акционерные общества. Страна переходила на жесткую централизованную систему управления экономикой.

В октябре 1928 г. началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, был взят курс на индустриализацию и коллективизацию.

Юридическое оформление ликвидации НЭПа произошло 11 октября 1931 г., когда СНК СССР было принято постановление № 848 о полном запрете частной торговли

Возвращение к использованию корпоративных форм хозяйствования относится к 70–80-м годам ХХ в. В этот период начинают появляться межколхозные предприятия, потребительские и производственные кооперативы, а затем производственные и научно-производственные объединения, правовой основой для которых стали Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 года № 140 «Об утверждении «Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях» и «Положение о производственном объединении (комбинате)», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 года № 212.

В дальнейшем был принят целый ряд нормативных правовых актов, возрождавших корпоративные формы осуществления предпринимательской деятельности. К основным из них можно отнести:

  • Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года № 590;
  • Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года № 601;
  • Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
  • Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 года № 2211-1;
  • Закон РСФСР от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

После развала СССР в конце 1991 г. и началом перехода к рыночной модели развития экономики и частным формам хозяйствования ускорилось и развитие корпоративного законодательства.

С 1 января 1995 г. вступила в действие часть первая нового Гражданского кодекса РФ; 19 мая 1995 г. был принят Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 26 декабря 1995 г. – «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ; 12 января 1996 г. – Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ; 8 мая 1996 г. – Федеральный закон «О производственных кооперативах» № 41-ФЗ; 8 февраля 1998 г. – Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ.

К более поздним корпоративным законам следует отнести Федеральные законы от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» и Федеральные законы о государственных корпорациях: от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»); от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации “Ростехнологии”»; от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”»; от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании “Российские автомобильные дороги”» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Из числа приведенных нормативных правовых актов термин «корпорация» использовался только в отношении государственных корпораций. Это вызывало справедливую критику в литературе. И только с внесением в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 12.05.2020 г.) (далее – ГК РФ) легального определения термина «корпорация» и его раскрытия применительно ко всем юридическим лицам (п. 1 ст. 65.1) можно говорить о полноценном развитии корпоративных отношений в нашей стране.

Пункт 1 ст. 65.1 ГК РФ понимает под корпорациями «юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган».

Из определения корпорации вытекает три ее основных признака:

  1. Корпорация – это юридическое лицо, самостоятельный субъект экономического оборота, выступающий в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
  2. Корпорация предполагает коллективную форму управления имуществом, которая базируется на имуществе, переданном участниками в собственность корпорации. Судьба имущества определяется на общих собраниях или иным образом в соответствии с учредительными документами корпорации (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).
  3. Формирование участниками корпорации ее органов (ст. 65.1 и п. 3 и п. 4 ст. 65.3 ГК РФ), что означает возможность контролировать их деятельность, вносить в нее коррективы, влиять на их персональный состав.

В зависимости от целей, ради которых создаются корпорации, их подразделяют на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие корпорации – это такие юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Помимо цели извлечения прибыли объединяющими признаками для коммерческих корпораций являются:

  • общая правоспособность коммерческих корпораций (за исключениями, установленными законом (например, в отношении участников рынка ценных бумаг, организаторов торгов);
  • наличие корпоративных прав, минимальный объем которых установлен императивными нормами действующего законодательства;
  • пропорциональность в получении выгод и несении негативных последствий от деятельности корпорации в зависимости от размеров вкладов в ее имущество (за исключением случаев, установленных законом);
  • наличие компенсационных механизмов, позволяющих устранить несправедливое попрание прав меньшинства волей большинства (право выхода из корпорации, установление различных порогов голосования (принятие решения на основе единогласия, на основе квалифицированного большинства голосов), право обжалования принятых решений).

Некоммерческие корпорации – это организации, которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (членами).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) (далее – Закон о некоммерческих организациях) указанные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Для некоммерческих корпораций законодатель установил специальную (целевую) правоспособность; имущество, имеющееся у них разрешается использовать лишь для достижения целей, указанных в учредительных документах; распределение доходов, полученных от использования имущества, среди участников не осуществляется; при ликвидации некоммерческой корпорации ее имущество используется по целевому назначению.

Статья 65.1 ГК РФ предусматривает следующие основные формы юридических лиц, в которых могут быть созданы некоммерческие корпорации: потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, а также общины малочисленных народов Российской Федерации.

Следует отметить, что участники перечисленных корпоративных организаций для достижения общественно полезных целей могут объединяться и без образования юридического лица, например, на основе договора о совместной деятельности, либо иного договора, в котором вполне можно прописать все те права и обязанности, которые свойственны корпоративным некоммерческим юридическим лицам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)