Педагогика в тоталитарном режиме
Система образования в условиях тоталитарного режима обслуживает интересы государства как некой корпоративной субстанции. Поэтому цели, задачи и содержание образования строятся и задаются властными императивами и аксиомами.
Основными параметрами тоталитарного режима как социальной организации являются:
- всеохватывающая степень контроля поведения всех своих членов;
- контроль ментальности, содержания массового и индивидуального сознания;
- произвольный характер репрессий.
Основным методом регулирования социальных отношений в тоталитарном режиме является насилие: экономическое, политическое, идеологическое, физическое.
Преобладает последнее, поскольку именно массовые репрессии и показательные процессы применения насилия являются основным средством контроля сознания и поведения индивида.Основную «подсистему страха» дополняет средства пропаганды, идеологической обработки населения в форме СМИ, системы образования, творческих и общественных объединений.
Для утверждения тотального контроля над ментальностью уничтожается оппозиция и инакомыслие, а затем утверждается единомыслие и единогласие. С этой же целью проводится дробление, атомизация общества, разрыв всех долговременных (несколько поколений) связей: семейных, профессиональных, национальных, религиозных и т.п.
В итоге индивид оказывается один на один с властью, что обусловливает его неспособность противопоставлять что-либо существующему положению вещей. Лишенный какой-либо реальной защиты от произвола властных структур человек может обрести «определенные льготы» только через обращение к органам власти и личности вождя.
Таким образом, тоталитарный режим с помощью террора обеспечивает себе прочную поддержку раздробленной, атомизированной, управляемой, слившейся с режимом, неспособной к сопротивлению массы индивидов.Обозначенные выше признаки государства тоталитарного режима в той или иной степени характерны для функционирующей в нем системы образования. Так, личностный идеал в тоталитарном образовании зачастую представлен личностью некоего вождя – непогрешимого «учителя всех народов».
При этом образовательные тексты предполагают некую монополию на единственно верную трактовку в ущерб множественности в понимании культур и точек зрения.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу