Особенности развития инвестиционной сферы в период трансформации экономической системы
Инвестиционная сфера российской экономики в период трансформации экономической системы прошла через этап глубокого и продолжительного инвестиционного кризиса. В результате в 1999 г. объем инвестиций в сопоставимых ценах в основной капитал составил 22,1% , в том числе в промышленность 19,7%, к уровню 1990 г.
Период трансформации экономической системы сопровождался принципиальными изменениями в инвестиционной сфере.
В советской экономической литературе термин «инвестиции» отождествлялся с «капитальными вложениями».
Однако за основу была взята более широкая трактовка, которая рассматривала инвестиции как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств.
Для плановой экономики Советского Союза было характерно наличие государственной собственности на капитальные вложения, высокая централизация инвестиционной сферы и жесткое государственное регулирование, выражающееся в определении объемов, направлений и форм осуществления капитальных вложений.
В советской экономике в течение длительного периода норма накоплений была чрезвычайно высокой, а отдача с каждой единицы накоплений — чрезвычайно низкой.
При этом эффективность капитальных вложений из года в год снижалась.
Однако советская экономика таких экономических явлений, как инвестиционный кризис, не знала. Основная проблема заключалась в обеспечении эффективности капитальных вложений, улучшении их структуры и росте фондоотдачи.
Реформирование инвестиционной сферы осуществлялось в результате резкого и быстрого сокращения государственных инвестиций без существенной замены их частными инвестициями. Государство стало активно покидать инвестиционную сферу. Это привело к резкому сокращению объемов инвестиций, особенно в реальный сектор, так как не произошло одновременно замены субъектов инвестиционной деятельности и источников накоплений
В условиях разгосударствления инвестиционной сферы инвестиционный потенциал государственного сектора экономики оказался незначительным.
Государство существенно снизило свое участие в инвестиционной сфере. Кроме того, государство, как правило, не выполняет своих обязательств в инвестиционной сфере. Например, в 2003 г. из общего объема средств, направленных на финансирование капитальных вложений, на Федеральную адресную инвестиционную программу использовано 67,4 млрд руб., а уровень финансирования государственных капитальных вложений от годового лимита составил 99,3%.
Таким образом, в процессе трансформации инвестиционной сферы государство из собственника инвестиций, субъекта, финансирующего развитие народного хозяйства, превратилось в орган, регулирующий инвестиционный процесс.
Основными направлениями государственной инвестиционной политики являются:
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- разработка и реализация государственных инвестиционных программ;
- развитие национального инвестиционного законодательства;
- развитие инфраструктуры инвестиционного рынка;
- увеличение объемов инвестиций, повышение их эффективности и улучшение структуры за счет роста инновационных инвестиций.
- Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта
- Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия
- Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда
- Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.)
- Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
- Прогнозирование коэффициентов прямых затрат
- Прогнозирование структуры экономики
- Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов
- Структура и классификация прогнозных моделей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу