Общая характеристика групповых методов обучения

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий.

Охарактеризуем кратко групповые методы обучения и более подробно – индивидуальные, так как к последним мы далее возвращаться не будем.

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшего швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого.

Требования научно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Интересно
Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домашних хозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% женщин попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов.

Последующий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты. Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтральную позицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой идругих видах деятельности.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы или кейсы) из профессиональной практики. Примером такого дискуссионного разбора может служить деятельность так называемых балинтовских групп по обмену терапевтическим опытом. Английские врачи Майкл и Энид Балинты в 1950-е гг. организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углубления взаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами.

Основную свою задачу балинты видели в преодолении субъективного профессионального апломба врача, который может привести его к «апостольской» позиции непогрешимого диагноста и клинициста. Помимо профессиональных, управленческих и научнотехнических проблем предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы.
В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые усваивают особенности групповых динамических процессов на личном опыте, расширяя свои возможности коллективного самоопределения и понимания других.

Некоторые элементы игры, например, соперничество и воспроизведение действительности, наличествуют также и в дискуссионных методах. И напротив, дискуссия выступает как непременный элемент всех форм активного обучения.
Поэтому следует еще раз подчеркнуть условность классификации активных групповых методов по принципу используемых ими социально-психологических феноменов.

Дискуссионные методы – вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или круглого стола, «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Игровые методы обучения основаны на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. В качестве исторической справки необходимо еще раз отметить, что деловые игры как форма учебного моделирования производственных ситуаций являются открытием американского менеджмента.

В отечественной практике первая деловая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководящего фабричнозаводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде
других предприятий и в вузах Ленинграда.

Заметим еще раз, что многозначность слова «игра» затрудняет обоснование научного понятия игры, одинаково приемлемого для философии, психологии, педагогики, кибернетики и искусствоведения. Когда говорят о стратегических, управленческих, детских играх, игре актёра, психотерапевтических играх наконец, игре воображения или физических и умственных сил, то, конечно, под игрой подразумевают совершенно разные вещи.

Можно согласиться с известным психологом и педагогом П.П. Блонским, который утверждал, что «игры» как абстрактной категории нет, а есть отдельные игры.
В рамках проблемы социального научения индивида он различал «строительные игры», регулируемые физическими законами, и «драматизации». «Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты), – писал П.П. Блонский, – по своему происхождению – драматизации (сражение войск и т.п.). Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка».

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 200 наименований деловых игр различных типов –учебных, исследовательских, управленческих и производственных. Расширяется пропаганда деловых игр и критический анализ зарубежных достижений в этой области.

Здесь важно иметь в виду, что подавляющую долю деловых управленческих игр, разрабатываемых за рубежом, составляют «рыночные» игры, моделирующие борьбу однородных фирм за передел объемов сбыта конкурирующих видов продукции. Закладываемая в них целевая программа носит чисто утилитарный характер и определяется исключительно той или иной «платежной матрицей» – системой штрафов и очков, поощрений и наказаний, выигрышей и проигрышей. Более перспективным представляется освоение процедурных схем
внутрифирменных деловых и управленческих игр, где имитируется выработка сложных решений, для которых нет аналитических способов расчета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)