Лирическая героиня А. Ахматовой
Ахматова почти не прошла школы литературного ученичества и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел поэтический сборник «Вечер». Почти сразу имя Ахматовой стало упоминаться в ряду самых больших русских поэтов.
В этом смысле, по Блоку, Ахматова преодолевала и «преодолевщих символизм» акмеистов. Много лет спустя поэт Н. Коржавин напишет: «Я отделяю Ахматову как поэта от породившего ее «серебряного века» и даже противопоставляю ее ему. Но только в том смысле, что она преодолевала его в себе и сохраняла свою независимость от него. Я не собираюсь отрицать ее многообразную связь с ним». И если Блок был самым характерным героем своего времени, то Ахматова, конечно, – самой характерной его героиней, явленной в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменяющей и оставляемой.
При необычайной конкретности переживаний лирическая героиня Ахматовой – не только человек конкретной судьбы и конкретной биографии, – это и носитель бесконечного множества биографий и судеб:
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить…
«Многим» – так Ахматова озаглавила одно из своих стихотворений. «Многим» могла адресовать она все свои стихи: «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…».
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии Ахматовой. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен говорил, что «женщина загнана в любовь». В известном смысле вся ранняя лирика Ахматовой «загнана в любовь». Но здесь же прежде всего открывается и возможность выхода. Именно здесь рождаются подлинно поэтические открытия, которые и позволяют говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии поэзии 20 века сравнительно с символизмом.
Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное и с символизмом тоже, Ахматова возвращала ей живой и реальный, не отвлеченный характер. Именно это и имел в виду В.Шкловский в известном высказывании: «Когда Ахматова говорила: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки, то это было стилистическим открытием, потому что любовь у символистов должна была появиться в пурпурном круге».
В состоянии любви мир видится заново, открывается в дополнительной реальности. Вещам возвращается первозданный смысл:
Не случайно в стихах Ахматовой так много эпитетов, которые когда-то Веселовский назвал
«синкретическими». Они рождаются из слитного, целостного взгляда на мир, когда чувства материализуются, а предметы одухотворяются:
Таким невыразимым горем…
…Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела…
Таково все стихотворение «И упало каменное слово…» (главка «Реквиема»):
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
- Лирические циклы «Стихи из романа» и «Когда разгуляется»
- Философская лирика И. Бродского
- Художественный мир лирики И. Бродского 1960-х годов
- Жизнь и судьба И. Бродского
- Чешский период творчества М. Цветаевой
- Художественный образ мира поэзии М. Цветаевой
- Царство ахматовской лирики – от мира сего
- Художественный образ мира лирики раннего Б. Пастернака
- Генезис Ахматовой – в русской прозе, а не поэзии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу