Критерии оценивания качества проведенных занятий

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой слушателей, лекторские данные преподавателя, результативность лекции.

На основе стандарта, действующего в системе высшего образования, можно воспользоваться следующими оценочными критериями.

Содержание лекции оценивается по следующим критериям:

  • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
  • научность;
  • точность используемой научной терминологии;
  • информативность (раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами);
  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие теоретического значения излагаемых теоретических положений;
  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
  • связь с профилем подготовки аудитории, их специальностью.

Методика чтения лекции оценивается по следующим критериям:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
  • структурированность содержания лекции (наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной частей);
  • акцентирование внимания слушателей на основных положениях и выводах лекции;
  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программированного, контекстного, деятельностного и др.);
  • Логичность, доказательность и аргументированность изложения;
  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
  • соответствие темпа изложения возможностям его восприятия и ведения записей слушателями;
  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
  • использование записей на доске, наглядных пособий;
  • использование раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения.

Организация лекции оценивается по следующим критериям:

  • соответствие времени проведения лекции учебному расписанию;
  • четкость начала лекции (задержка по времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачная первая фраза и т.д.);
  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
  • посещаемость лекции слушателями; дисциплина на лекции;
  • рациональное распределение времени на лекции;
  • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным требованиям и нормам (вместимость, освещенность, оформление, наличие технических средств и т.д.).

Руководство работой слушателей на лекции оценивается по следующим критериям:

  • осуществление контроля за ведением конспектов (до, во время, после лекции);
  • оказание помощи в ведении записей лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.д.);
  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, опыта творческой работы преподавателя и т.п.);
  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее); согласованность сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Лекторские данные преподавателя оцениваются по следующим критериям:

  • знание предмета, убежденность, эмоциональность, живая и увлекательная манера чтения (или, наоборот, монотонная, скучная);
  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекции или свободное владение материалом);
  • культура речи и речевые данные (дикция);
  • внешний вид, манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  • контакт с аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
  • отношение преподавателя к слушателям (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

Содержание семинарского занятия оценивается по следующим критериям:

  • соответствие тематическому плану и программе курса; отчетливость постановки цели семинарского занятия, обсуждение дискуссионных вопросов, рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
  • раскрытие органического единства теории и практики;
  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемых вопросов с профилем подготовки слушателей, их будущей специальностью;
  • соотношение содержания вопросов семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике, материал, изложенный частично, изложенный полностью и т.д.);
  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

Методика проведения семинарского занятия оценивается по следующим критериям:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
  • логическая последовательность построения семинара; использование методов активизации мышления обучаемых;
  • использование приемов закрепления полученной информации;
  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения заданий семинарского занятия;
  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.

Организация семинарского занятия оценивается на основе следующих критериев:

  • соответствие семинарского занятия времени, определенному учебным расписанием;
  • соответствие продолжительности семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
  • наличие плана семинарского занятия;
  • четкость начала семинарского занятия (задержка по времени, вход преподавателя в аудиторию и т.д.);
  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятий семинара по отношению к звонку;
  • посещаемость семинара слушателями; дисциплина на семинарском занятии; подготовленность слушателей к занятию;
  • рациональность распределения времени на семинарском занятии; наличие необходимого количества сборника планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемых при подготовке к семинару;
  • соответствие аудитории, в которой проводится занятие, существующим нормам и требованиям (вместимость, освещенность, возможность использовать технические средства и т.д.).

Руководство работой обучаемых на семинарском занятии оценивается на основании следующих критериев:

  • контроль за конспектами, подготовкой таблиц, графиков, схем и др. материалов, свидетельствующих о самостоятельной работе обучаемых до семинара и в ходе его проведения;
  • мобилизация, активизация и организация обучаемых в ходе вступительного слова;
  • побуждение обучаемых к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы обучаемых, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием другой аудиторной и самостоятельной работы студентов;
  • управление группой: способность устанавливать контакт со всей группой (с частью актива, с одним – двумя при безделье остальных и т.д.);
  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Критерии оценки педагогических данных преподавателя аналогичны перечисленным в критериях оценки лекции. Критерии оценки качества практических и лабораторных занятий. Содержание лабораторного занятия оценивается с помощью критериев, аналогичных критериям оценки содержания семинарского занятия.

Методика проведения по критериям оценки совпадает также с методикой проведения семинарского занятия, но добавляются следующие моменты:

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
  • ясность и четкость к результатам работы;
  • демонстрация приемов выполнения заданий;
  • последовательный перевод обучаемых от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельной деятельности;
  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;
  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (перегруженность, недогруженность и т.д.);
  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к ним, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;
    рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы
  • студентов.

Организация лабораторного занятия отличается по критериям оценки от организации семинарского занятия добавлением ряда критериев:

  • наличие у каждого обучаемого индивидуального рабочего места;
  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятий;
  • технологичность занятия.

Критерии оценки руководство работой студентов и педагогических данных преподавателя фактически аналогичны критериям семинарских занятий.

Критерии оценки результативности лабораторного занятия

  1. Степень реализации цели и задач работы;
  2. Степень выполнения заданий работы;
  3. Степень соответствия результатов работы заданным требованиям;
  4. Степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;
  5. Степень воспитательного и развивающего воздействия на студентов;
  6. Информационно-познавательная ценность.

При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности. Концепции обучения, в основе которых лежит передача опыта предыдущими поколениями, больше не эффективно.

Главной целью становится формирование потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни при сохранении концептуальных ориентации, образовавшихся за время существования человеческой культуры.

Содержание обучения постепенно утрачивает концентрированность на опыте прошлых поколений и все больше синтезирует его с актуальными и будущими состояниями мира, общества, конкретной организации.

Созданы учебные заведения, готовящие профессиональных управленцев в области административного управления (кадровые центры), открыт ряд новых специальностей в высших учебных заведениях, по которым готовятся специалисты-менеджеры. Организации, опираясь на анализ собственных потребностей, формируют программы обучения руководителей разного уровня.

При этом внимание уделяется не только развитию профессиональной компетентности, но и личностному развитию менеджеров, оптимизации взаимодействия в отделах, между ними и с высшими руководителями. Зарубежный опыт, как правило, осваивается критически, с учетом специфики конкретной организации и сферы ее интересов.

Методы профессиональной подготовки менеджеров включают в себя лекции, семинары, групповые дискуссии, метод анализа конкретной ситуации, мозговой штурм, тренинг, и так называемые трудовые методы

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)