Историческая память в цифровую эпоху

На воспитание подрастающего поколения существенно влияет коллективная память – воспоминания народа о том, что значимо, ценно, свято. Где хранится и как передается память нашего народа сегодня? Содействуют ли сохранению исторической памяти телевидение и Интернет? Что необходимо противопоставить деструктивным процессам осмеяния подвига и страданий миллионов наших соотечественников на фронтах и в тылу?

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. В. Ломоносов

Это вековая страница истории и проблема современного, особенно будущего образования. В ее осмыслении продуктивно реверсивное обучение, когда в совместной деятельности, групповой и индивидуальной, будут поставлены вопросы, ждущие «своего ответа» в диалоге «Я и Другой». Прошли времена, когда многие вопросы не возникали если не с подачи заморских «голосов», которые безуспешно «глушили». Например, надо ли было сопротивляться фашистским захватчикам? Надо ли было защищать Сталинград? Оборонять Ленинград? Брать Берлин?

Сегодня эти «голоса» звучат из уст соотечественников. Например, писатель Дмитрий Быков публично пообещал издать в литературной серии «Жизнь замечательных людей» описание жизни и деятельности генерала Власова. Будем называть в дидактике эту информацию «стимулирующим материалом».

Итак, из выступления Быкова на «Дилетантских чтениях» в Петербурге (декабрь 2018 г.): «Первая книга, которая выйдет в серии “ЖЗЛ” в результате новой перестройки, будет биография генерала Власова… И я сделаю всевозможное, чтобы написать эту книгу… К сожалению, российская гражданская война сороковых годов включала в себя практически массовое истребление евреев…».

Преподаватель, возможно, и сами школьники, студенты поднимут эти вопросы, покажут видео и расскажут о том, чтобы не проходить мимо, чтобы не оказаться в ситуации «опоздали». Например, «овцы», по определению Н. С. Михалкова, из «Comedy Woman» (авторская программа «Бесогон», Youtube, 02.02.2019). Ещев 2013 г. в одном из номеров программы участница пошутила о «замерзшем духе» генерала Карбышева. У многих это вызвало возмущение, не только у известного режиссера: «Они сами понимают, что они говорят? О ком они говорят? Самому себе?».

Что знают современные молодые, где и чему учились, чтобы так «шутить»? Была ли у них возможность знать и чувствовать то, что пришлось испытать советскому генералу в фашистском концлагере. Его пытали, над ним издевались, поливали на морозе из шлангов ледяной водой. А он в ответ: «Товарищи, думайте о родине, и мужество не покинет вас». Закономерен вопрос, почему в 2013 г. прошли мимо этого вопиющего факта? Стало «все можно»? Если так, то тем более проблему надо обсуждать в аудитории. В частности, скандально известные шутки о генерале Д. М. Карбышеве в шоу «Comedy Woman» подвергли психологической экспертизе под руководством доктора психологических наук, профессора В. И. Слободчикова.

Сделали неутешительное заключение: представленные видеоматериалы «являются психологической диверсией, направленной на разрушение культурологических смыслов и традиционных российских ценностей; содержат в себе скрытую реабилитацию фашизма посредством продвижения позитивного отношения к Гитлеру». Эксперты предполагают, что «этот шоу проект является частью психо-исторической войны, ведущейся против России, направленной на деструкцию духовно-нравственного строя личности молодого человека и последующую хаотизацию его базовых жизненных ориентиров».

Реалии современной жизни и образования стремительно насыщаются информацией, требующей критического отношения на основе убедительных доводов. Для этого нужны знания (не тождественно понятию «информация») и умения ими овладевать, творчески использовать.

Вопросов появляется все больше, ответы на них каждый должен искать в собственных размышлениях над получаемой информацией, поэтому дидактически продуктивно в образовании ставить «неудобные» вопросы. Они могут исходить от обучаемых и тем более от учителя в школе, профессора в вузе. Такой «не умер, по нему не звонит колокол». Или прав философ Лиотар? Может, некоторые не нужны? Вредны? В следующем параграфе рассмотрим некоторые темы в концепции реверсивного обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)