Этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения

Национальная экономика изучает конкретно историческое состояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития.

Историческое прошлое всегда является важным фактором развития настоящего.

Исторические этапы могут быть различными. Для их выделения используются формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход позволяет выделить исторические этапы, связанные с развитием производительных сил общества, системы экономических и социальных отношений. При цивилизационном подходе выделяются этапы индустриального общества и постиндустриального общества.

Этапы развития национальной экономики России могут быть выделены по ряду критериев. Одним из них является соотношение экономических и внеэкономических(административных и т.д.) методов управления. Это имеет важное значение для исследования границ и механизмов государственного и рыночного регулирования.

Первый этап развития национальной экономики России начинается с образования Российского государства.

Оно определяло административную и территориальную целостность, собирая налоги и защищая внешние границы страны. Благодаря государству объединялись интересы различных социальных групп населения. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль.

На втором этапе — до отмены крепостного права — развитие национальной экономики стало осуществляться на основе сочетания внеэкономических и экономических методов управления. Возрастает значение рыночного хозяйства, но государство попрежнему объединяет национальную экономику как целое.

Следует еще раз подчеркнуть, что для этих двух этапов можно лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была “весьма низкой.

На третьем этапе, после отмены крепостного права в 1861 г., в России продолжает изменяться соотношение этих методов управления.

Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного подхода начинается переход от феодальных отношений к капиталистическим. Происходит промышленная революция, появляются ростки индустриального развития общества. Делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения. Но внеэкономические методы управления, пережитки личной зависимости, сословная , градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие.

Четвертый этап (конец XIX — начало XX в.) характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.).

С. Ю. Витте (1849—1915) выступал как убежденный сторонник реформистского метода преобразования России из отсталой страны в великую. Гарантию целостности и международного авторитета России он видел в административном факторе — самодержавии. Он провел финансовую реформу, сделавшую рубль одной из самых надежных валют мира, нашел источники пополнения государственного бюджета (винная монополия и др.).

С. Ю. Витте доказывал, что организация национальной экономики должна сообразовываться со временем, местом и всеми социальными условиями данного общества. «В развитии хозяйства современных культурных народов, — писал С. Ю. Витте, — замечается та закономерность, что все эти народы начали со ступени звероловов, постепенно пережили следующие стадии развития: быт пастушеский, так прекрасно изображенный в Библии; быт земледельческий, всегда связанный с развитием ремесел; и быт промышленно-торговый, характеризующийся развитием мануфактур, фабрик, заводов и сильным расширением внутренней и внешней торговли».

Деятельность С. Ю. Витте была нацелена прежде всего на поддержку крупной и средней промышленно-торговой буржуазии — главной движущей силы экономического подъема России и достижения ее величия. Но как сторонник государственного регулирования экономики С. Ю. Витте прекрасно понимал, что для ускорения экономического развития страны необходимы эффективная система управления и соответствующие кадры — бюрократия или чиновничество.

Решение крестьянского вопроса в аграрной России С.Ю. Витте считал основным условием развития ее национальной экономики. Он отстаивал необходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и установления порядка добровольного выхода из общины.

П. А. Столыпин (1862—1911) подчеркивал, что нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина — крестьянина. В 1905 г. в России имелось 12,3 млн крестьянских дворов. Из них 77% владели 82% всех надельных земель на общинном праве. П. А. Столыпин считал, что каждый крестьянин имеет право свободного выхода из общины, и при этом община обязана выделить ему в частную собственность взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб или участок с жильем — хутор. Вместе с тем принудительной ликвидации общины не предполагалось. Если крестьяне не хотели выходить из конкретной общины, значит, она не изжила себя.

В результате аграрной реформы к 1914 г. более 20% крестьянских дворов подали заявления об «укреплении» земли в частную собственность. Расширился земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточные — покупать землю.

На этом этапе государство сделало попытку использовать экономические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами — до 15% в год. В результате индустриального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства. Однако процессы экономического развития усиливали противоречие между производительными силами, социально-экономическими отношениями и политическими институтами.

Пятый этап охватывает период с октября 1917 г. до августа 1991 г. На этом этапе произошло усиление административных методов управления. Внутри него можно выделить три периода: «военный коммунизм», нэп и командно-административный.

Военный коммунизм был вызван Гражданской войной 1918—1920 гг.

В этот период в России проводилась политика, характерная для закрытой экономики. Связь с внешним миром была ликвидирована, все ресурсы были мобилизованы, подчинены нуждам войны. В России не стало никаких признаков товарно-денежных отношений. Почти 100% населения работало на государственных предприятиях фактически бесплатно; частная торговля вначале ограничивалась, а затем была запрещена; вместо денежной заработной платы выдавались натуральные пайки. В деревне была введена продразверстка. У Крестьян отбирались все излишки продовольствия. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Все это вызвало недовольство населения, его активное сопротивление. К 1921 г. Россия столкнулась с необходимостью отмены «военного коммунизма».

Новая экономическая политика (нэп) была рассчитана на более широкое использование экономических методов управления, рынка и его инструментов, прежде всего торговли и денег.

Нэп включала:

  • разрешение частной торговли;
  • допущение частного производства в промышленности;
  • с принятием Земельного кодекса было укреплено крестьянское землепользование — разрешалась аренда земли.

Нэп восстановила институты частной собственности, товарно-денежных отношений, заработной платы и цен. Все это привело к оживлению экономики России. В результате нэп оживились промышленность и сельское хозяйство. В этот период начала формироваться финансовая и кредитно-денежная системы. Была успешно осуществлена денежная реформа.

После ликвидации нэпа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период, отличительной особенностью которого становится командно-административная, плановая система управления экономикой, в которой преобладали не стоимостные, а натурально-вещественные отношения. Она сыграла большую роль в развитии национальной экономики как единого народнохозяйственного комплекса.

Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающую все уровни народного хозяйства — от союзного Госплана до планового подразделения предприятия. Основной формой Планирования был пятилетний план с разбивкой заданий по годам. Наряду с этим постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования.

В экономике СССР существовала иерархическая система распределения производственных ресурсов: наиболее важные ресурсы распределялись союзными ведомствами (Госплан и Госснаб СССР), другая часть — республиканскими министерствами и ведомствами; незначительная часть реализовывалась через систему оптовой торговли. Рыночные отношения на уровне предприятий вначале отсутствовали, а в конце периода допускались в строго регламентированных пределах. Опыт планирования в СССР широко использовался не только странами социалистической ориентации, но и развитыми капиталистическими странами, такими как Франция и Япония, а также многими развивающимися странами.

Плановая система была несовершенна. Не был создан мотивационный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятиях, а у работников — повышения производительности труда Плановые задания не всегда были экономически обоснованы, не полностью согласовывались с проектировками смежных предприятий и отраслей Большая несбалансированность сложилась в комплексе по производству потребительских товаров, в капитальном строительстве и финансово-кредитной сфере, что породило экономику дефицита.

В этот период были попытки усиления экономических методов хозяйствования, например реформы, связанные с именем главы правительства А. Н. Косыгина Не отказываясь от плана как основного метода управления, реформы предусматривали в нем некоторые элементы рынка Важнейшим показателем эффективности работы предприятия стала прибыль, за счет которой формировались фонды экономического стимулирования, распределявшиеся между работниками и расходовавшиеся на социальные нужды Однако реформа не была доведена до конца, встретив сильное сопротивление бюрократии, противников расширения сферы товарно-денежных отношений в экономике.

С 1991 г. после распада СССР начался переходный период командно-административной системы к построению социально-ориентированной рыночной экономике. В этот период создаются институты частной собственности, осуществляется переход от натурально-стоимостных к конкурентной экономике, возрастает роль крупных частных корпораций, происходит переход к инновационной экономике, повышается уровень качества жизни населения до европейских стандартов, реформируется социальная сфера и социальная защита населения, развиваются отношения между государством и бизнесом, создается новый средний класс, формируются демократические институты гражданского общества. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменением форм и методов государственного управления, отменой монополии внешней торговли, государственного контроля над ценами и заработной платой, возросшей ролью рыночного саморегулирования, значительным усилением роли регионов в управлении социально-экономическими процессами.

Произошло реформирование бюджетной, финансовой и денежно-кредитной систем, была создана новая двухуровневая банковская система. Наряду с подавленной инфляцией появилась открытая. Возникли рынок труда и безработица. Возросли социальная дифференциация и бедность населения. Обострилась проблема социальной защиты населения. В обществе стала усиливаться социальная напряженность.

Этот период характеризуется также ростом масштабов коррупции и теневой экономики.

Новые институциональные нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, а также Трудовым, Налоговым, Бюджетным, Таможенным кодексами РФ и другими правовыми актами.

Развитие национальной экономики связано не только с ростом количественных показателей (темпов роста ВВП и др.) экономического потенциала, но и с улучшением качественных показателей, зависящих от многих факторов, которые подробно рассматриваются в работе. Национальная экономика России развивается не в изолированном пространстве, а в рамках мирового хозяйства, используя его богатейший опыт в развитии рыночной экономики. Важнейшим условием развития экономики России является ее конкурентоспособность.

Перспективы развития национальной экономики России во многом будут зависеть от двусторонних и многосторонних связей стран, входящих в СНГ. Важнейшее значение в этой связи приобретает объединение этих стран в рамках единого экономического пространства, что дает возможность использовать исторически сложившийся потенциал разделения труда и кооперации между этими странами, решать проблемы конкурентоспособности каждой отдельной страны в мировом хозяйстве, роста уровня и качества жизни.

Подводя итоги первых лет либеральных реформ, можно сделать следующие выводы:

  • первые итоги либеральных реформ показали, что их цена оказалась очень высокой: произошел резкий спад производства, усилилась инфляция, снизилось благосостояние населения, обострились проблемы социальной защиты населения, разорвались исторические связи России с другими странами и т.д.;
  • приватизация и либерализация экономики лишь создают формальные предпосылки для экономического роста;
  • рыночная экономика не отрицает необходимости прогнозирования и индикативного планирования;
  • легитимны не только рынок, но и государство, поэтому без сильного государства невозможно решать задачи социально ориентированной экономики.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)