Акционерный механизм корпоративного управления

Корпорация может рассматриваться как форма организации бизнеса, в наибольшей мере соответствующая современному высокотехнологичному и быстро меняющемуся рынку. Ее преимущества реализуются через акционерную форму организации бизнеса.

Для привлечения капитала компания выпускает акции, что в случае привлекательности бизнеса и тем более перспектив его развития, обеспечивает приток новых собственников компании, следовательно,’и финансовых средств.

Однако на пути расширения числа собственников путем дополнительной эмиссии акций есть и проблемы: увеличение числа собственников, дробление пакетов акций, находящихся в одних руках, приводит к снижению власти акционеров над менеджерами-директорами компании — по сути, агентами, нанятыми акционерами для управления корпорацией. В конце концов может получиться так, что интересы акционеров и менеджеров будут довольно сильно различаться.

Например, менеджеры в принципе не заинтересованы в глубоких, радикальных изменениях стратегии компании. Они сопряжены с рисками, отдача от них возможна только через несколько лет, они угрожают стабильности как социального, так и материального положения менеджеров высшего звена компании.

Эта ситуация получила название «агентской проблемы».

Согласовывать интересы различных сторон призван совет директоров (наблюдательный совет).

Основной принцип формирования совета директоров состоит в создании управляющей группы, состоящей из лиц, не связанных деловыми или иными отношениями с менеджерами, однако достаточно компетентных, чтобы осуществлять надзорные функции от имени и по поручению акционеров, кредиторов и других заинтересованных групп.

Законодательство Российской Федерации к компетенции совета директоров относит:

  • определение приоритетных направлений деятельности корпорации;
  • размещение облигаций;
  • вопросы изменения уставного капитала;
  • определение дивидендов, выплачиваемых акционерам, премий и бонусов руководству корпорации и многое другое.

В мировой практике корпоративного управления представлены две модели советов директоров — американская, или унитарная, и европейская континентальная, или система двойных советов.

В соответствии с традициями американской системы руководящий деятельностью корпорации совет директоров состоит как из менеджеров, осуществляющих оперативное управление, так и из независимых директоров, не имеющих интересов в компании.

Общая тенденция последнего десятилетия, призванная смягчить остроту «агентской проблемы» и лучше соблюсти баланс интересов различных заинтересованных групп, состоит в увеличении числа независимых директоров компании. Так, в большинстве крупных американских корпораций примерно две трети директоров являются независимыми директорами.

В отличие от американских, для европейских (прежде всего, немецких) компаний характерно наличие наблюдательного й исполнительного советов, полномочия которых разграничены законодательством: исполнительный совет подотчетен наблюдательному, а в состав наблюдательного совета входят представители служащих и банков, тесно связанных с корпорацией.

В других странах может осуществляться модель управления, промежуточная между этими полюсами.

Например, в Японии, где формально реализуется американская модель корпоративного управления, большинство советов директоров состоят из действующих или бывших менеджеров высшего звена и не имеют в своем составе независимых директоров.

В России законодательно закреплена система двойных советов, но на практике представители высшего менеджмента, как правило, составляют большинство совета директоров, одновременно состоя членами осуществляющего оперативное руководство правления.

В том же ключе снижения потенциальной угрозы конфликта интересов собственников и управляющих компании лежит широко распространенная практика создания закрытых акционерных обществ (ЗАО), число которых в России непропорционально велико по сравнению с

другими странами. Дело в том, что небольшое количество акционеров при гарантии, что без их ведома распределение акций между пайщиками не изменится, могут реально контролировать все виды деятельности наемных топ-менеджеров, тем самым сводя значение «агентской» проблемы практически до нуля. Но такая ситуация не является устойчивой в долговременной перспективе, так как, с одной стороны, законодательство РФ ограничивает максимальное количество акционеров ЗАО пятьюдесятью членами, в противном случае общество должно перейти на положение публичной компании или открытого акционерного общества (ОАО), а с другой — ЗАО не могут использовать основное преимущество публичных компаний — возможность широкого привлечения значительных денежных ресурсов для реализации масштабных проектов путем выпуска (эмиссии) акций и размещения их на рынке.

Однако решение о переходе к ОАО предполагает оценку выгод и издержек как для собственников компании, так и для перспектив ее развития.

С позиций акционеров-собственников выгоды могут быть представлены следующим образом:

  • обеспечение свободной реализуемости акций.

В ЗАО акции могут продаваться только одними членами общества другим; третьим лицам, не входящим в состав акционеров, акции продаются только после получении письменного отказа всех членов общества от их приобретения. В ОАО собственник акций сам решает, когда, кому и по какой цене их продать или заложить для обеспечения ссуд.

  • рост рыночного курса акций. Часто бывает так, что курс акций после первичного предложения на рынке возрастает;
  • возможность диверсификации индивидуальных портфелей акционеров. Последние могут продать часть акций сразу же после их публичного размещения и на вырученные средства приобрести активы других компаний, тем самым добиваясь рассеивания инвестиционного риска.

Наряду с этими вновь открывшимися преимуществами возникают и определенные проблемы для акционеров. В частности, внешние инвесторы обладают существенно меньшей информацией относительно положения дел в компании. Поэтому акционеры находятся в неравном положении: одни обладают такой важной («инсайдерской») информацией, другие — нет. На этой основе возможно возникновение и даже обострение противоречий между акционерами, что, скорее всего, отрицательно скажется на качестве принимаемых стратегических решений. С другой стороны, прежние собственники могут полностью утратить контроль над компанией, если какой-нибудь инвестор или группа инвесторов скупят на рынке достаточное количество акций для смены руководства. «Старые» акционеры могут попытаться обезопасить себя от такой перспективы, обеспечив выпуск акций с ограниченным правом голоса, однако в этом случае привлекательность таких акций в глазах потенциальных инвесторов может быть существенно ниже.

Выгоды от преобразования компании в публичную получают не только ее собственники, но и собственно компания как самостоятельный субъект рыночных отношений. Они проявляются в следующем:

  • улучшение финансового положения. Продавая акции, компания приобретает дополнительные средства, которые улучшают ее финансовое положение.
Последнее позволяет брать кредиты на более выгодных условиях, а успешная продажа акций дает возможность дополнительного размещения акций, часто даже по более высокой цене;
  • появление надежного индикатора оценки стоимости компании. Если акции принадлежат ограниченному и фиксированному кругу акционеров, стоимость компании может быть оценена весьма приблизительно и часто с большой долей субъективизма. Публичное размеще¦ние акций позволяет через их котировку на рынке выявить не только стоимость компании, но и отслеживать ее изменения;
  • рост нематериальных активов компании. Появление акций компании на рынке приводит к тому, что компания фигурирует в биржевых сводках, за ее деятельностью следят СМИ. Это обстоятельство можно с успехом использовать для повышения гудвилла компании, т.е. превышения ее рыночной стоимости над чистой балансовой стоимостью в результате роста таких нематериальных активов, как репутация на рынке, поддержка со стороны ключевых стейкхолдеров, объем клиентской базы и других подобных факторов, позволяющих компании приносить прибыль, большую, чем нормальная или базовая ставка прибыли аналогичных компаний, имеющих меньший гудвиллл;
  • использование акций для повышения мотивации менеджеров и других служащих компании. Здесь предполагается, что в качестве поощрения прежде всего менеджеры, а также другие служащие могут получать в виде премий акции компании, таким образом становясь ее собственниками;
  • использование акций для поглощения. Корпорации нередко организуют дополнительную эмиссию акций с целью использования их как средства поглощения. В таких случаях имеется договор с собственниками поглощаемой компании, что в качестве компенсации они получат акции на льготных условиях (т.е. таких, которые обеспечат выгоду по сравнению с приобретением акций на рынке).

Преобразование компании в публичную наряду с несомненными преимуществами обладает и недостатками. В частности, изменение структуры управления и возникновение совета директоров приводит к утрате былого единства собственности и управления: руководители компании при принятии важных решений должны информировать совет директоров и испрашивать его разрешение на проведение таких решений.

В особо важных случаях (например, при слияниях, приобретениях других компаний, продаже активов, ликвидации бизнес-единиц и пр.) необходимо получить разрешение общего собрания акционеров, что замедляет процесс управления.

Также усложняет процесс управления требование открытости информации акционерного общества, необходимость регулярной публикации отчетов о прибылях и убытках, балансовых отчетов, показателей финансовой деятельности. Большая детализация этих сведений способна усилить привлекательность компании для инвесторов, но в то же время создать проблемы в конкурентной борьбе, проявляя ее намерения и планы для конкурентов. Наконец, преобразование компании в публичную связано с высокими транзакционными издержками. Так, например, комиссионные, выплачиваемые андеррайтерам, могут достигать 10% от цены предложения. Необходимо Также учесть вознаграждения юристам, аудиторам-консультантам, регистрационные пошлины, типографские расходы, которые зависят от сложности подготовки регистрационных документов, степени участия юрисконсультов и аудиторов в их подготовке.

Оперативное управление осуществляет правление акционерного общества. Возглавляет правление генеральный директор, который обеспечивает выполнение текущих задач и осуществляет контроль текущей деятельности акционерного общества.

В состав правления входят также директор по производству, директор по финансам, секретарь общества, главный юрист, директора основных подразделений общества, а также другие лица, опыт и знания которых имеют большое значение для общества.

Права возглавляющего правление генерального директора чрезвычайно широки: он нанимает и увольняет сотрудников, за исключением должностных лиц, назначенных советом директоров, разрабатывает повестку дня заседаний совета директоров, организует работу по выполнению решений совета директоров и представляет последнему отчеты о выполнении этих решений. Он также управляет собственностью общества, включая его денежные средства, в рамках полномочий, установленных советом директоров и общим собранием акционеров, имеет право открывать банковские счета, необходимые для осуществления деятельности общества, действует от имени общества (включая подписание документов от имени общества) и представляет общество без доверенности при осуществлении сделок с внешними организациями, предприятиями и учреждениями, связанными с деятельностью общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)